Как устранить уязвимости систем?

Одной из основных причин успешных взломов и деструктивных действий хакеров в цифровой инфраструктуре является наличие в ней уязвимостей. Уязвимость – это особенность исполняемого кода, позволяющая выполнить в нем незапланированные разработчиком действия, например, встроить собственный исполняемый код или выполнить опасный запрос в систему, эскалировать привилегии, переполнить буфер оперативной памяти и т.п. Уязвимости присущи любому коду, от прикладного ПО до реализации процессорных вычислений (например, уязвимости Meltdown). Поэтому для организации безопасности цифровых информационных систем важна грамотно реализованная защита и устранение уязвимостей. 

Самыми опасными уязвимостями являются в первую очередь незакрытые уязвимости. Когда обнародованная уязвимость получает код в базе данных общеизвестных уязвимостей информационной безопасности Common Vulnerabilities and Exposures (CVE), то стоит обратить внимание на ее рейтинг опасности – Common Vulnerability Scoring System (CVSS) Severity Rating. Рейтинг нумеруется от 0 до 10 и последние значения предполагают очень высокую степень опасности. Уязвимости с рейтингом 7.0–10.0 крайне желательно оперативно устранять. 

Есть два принципиальных способа закрытия присущих программному окружению уязвимостей: 

  • Установка обновления ПО с программной коррекцией для обнародованной уязвимости, 

  • Использование механизмов так называемого «виртуального патчинга». 

Как правило, с появлением и обнародованием CVE записи для уязвимости уже выпущены программные коррекции (patch). Поэтому наиболее простым путем улучшения защищенности цифровой среды является своевременное регулярное обновление всех ее компонент. В этом случае, как показывают некоторые исследования, более эффективна регулярная установка всех выходящих обновлений, чем только отслеживание обновлений безопасности и критических фиксов. 

Но по ряду причин некоторые компоненты информационных систем бывает сложно или невозможно обновить. Или этот процесс занимает до нескольких месяцев. Соответственно, в этот период система будет уязвима для эксплоит под незакрытые уязвимости. В этом случае можно применить «виртуальный патчинг» – защита на основании сигнатур известных или предполагаемых эксплоит. 

Механизмы «виртуального патчинга» применяются на разных уровнях цифровой среды: на внешнем или внутреннем периметре сети с помощью NGFW (или UTM, IPS) решений, на специализированных для защиты отдельных информационных систем шлюзах – WAF и т.д. Если на периметральных средствах защиты грамотно реализованы политики доступа, то доставка эксплоит для существующих в инфраструктуре уязвимостей сама по себе будет сложно решаемой для хакера задачей. 

Например, для уязвимости EternalBlue (CVE-2017-0144) необходимо связаться с узлом жертвы по протоколу SMBv1, и, если данный трафик блокируется на уровне периметра сети средствами NGFW или IPS, то таким образом червь WannaCry не проникнет к вам в систему. Но доставка первого экземпляра эксплоита во внутреннюю сеть компании может произойти и другими путями. Поэтому, если уязвимость не устранена, шифровальщик распространится горизонтально в инфраструктуре. 

Для определения уязвимостей в инфраструктуре используются сканеры типа Nesus Professional от Tenable, PT MaxPatrol 8 и др. Отдельно можно проверить исходный код приложений, если он доступен. Для этого используются решения типа PT Application Inspector, CheckMarx Static Code Analysis, Solar appScreener и другие сканеры исходного кода. 

Использование этих решений в идеале должно быть встроено в процесс разработки на регулярной основе, равно как и обновление используемых open source программных пакетов и библиотек. Существует отдельный класс решений, позволяющий определить на основании анализа версий ПО в инфраструктуре, известных уязвимостей и политик ИБ средств защиты возможные векторы атак. Это системы типа SkyBox, RedSeal и др. 

В дополнение к сигнатурным методам защиты работают поведенческие механизмы – средства анализа активности ПО на узле или сети, которые по попыткам доступа к системным файлам или реестру и другим характерным для вредоносного ПО действиям могут определить потенциальный эксплоит и предотвратить его злонамеренные действия. Так, для борьбы с эксплоитами нулевого дня для уязвимостей, у которых еще не существует исправлений, используются технологии превентивной защиты на основе анализа поведения подозрительных файлов в среде исполнения: 

  • На сети при перехвате передачи вредоносного файла в инфраструктуру средствами периметральной защиты и передачи их на анализ в Sandbox-решения или «песочницу» – среду эмуляции стандартных пользовательских и серверных сред работы, где производится анализ файла на выполняемые им в системе действия. 

  • На узлах сети через анализ активности файла уже непосредственно в системе, используя EDR-решения. Если файл осуществляет действия, характерные для вредоносного ПО и не характерные для типовых файлов используемого им расширения, то его выполнение приостанавливается. 

  • На сети при перехвате передачи вредоносного файла в инфраструктуру средствами периметральной защиты и передачи их на анализ в Sandbox-решения или «песочницу» – среду эмуляции стандартных пользовательских и серверных сред работы, где производится анализ файла на выполняемые им в системе действия. 

  • На узлах сети через анализ активности файла уже непосредственно в системе, используя EDR-решения. Если файл осуществляет действия, характерные для вредоносного ПО и не характерные для типовых файлов используемого им расширения, то его выполнение приостанавливается.

 Ущерб от незакрытых уязвимостей выливается в успешные кибератаки, которые могут стать как причиной репутационных рисков, так и чисто экономических, например, простои в работе систем, от узлов работников компании и вплоть до АСУ ТП и промышленных систем. ИТ- и ИБ-отделы должны быть в данном случае заодно и конструктивно взаимодействовать, и там, где нет объективной возможности исправления ПО через установку программных коррекций, использовать альтернативные методы защиты и «виртуального патчинга». Не стоит забывать, что целью всех сотрудников, и ИТ, и ИБ, в компании является ее успешное бесперебойное функционирование.


Источник: CISOClub 

Другие публикации

Как не стать жертвой мошенников: рекомендации по настройке аккаунта в Telegram

Каждое юрлицо – это оператор персональных данных, который собирает большое количество личной информации: ФИО, номера телефонов, адреса, банковские данные.

актуально

26.07.2024

Повышение информационной безопасности АСУ ТП: практический кейс

Михаил Сухов, руководитель отдела анализа защищенности Angara Security, подготовил для Anti-malware статью о пентесте на одном из предприятий промышленного сектора.

06.06.2024

Angara Security: в России выявлены мошеннические площадки для сбора персональных данных в преддверии ЕГЭ и ОГЭ

Аналитики Angara Security выявили, что в апреле 2024 года были зарегистрированы домены, которые используют тематику подготовки к единому государственному экзамену.

31.05.2024

Лада Антипова, Angara Security: Неквалифицированное реагирование на инцидент только усугубит последствия для компании

При возникновении инцидента сотрудники компании без отдела ИБ рискуют совершить ошибки, которые затруднят расследование киберпреступления и могут привести к потере ценных данных. Лада Антипова, руководитель отдела реагирования и цифровой криминалистики Angara SOC, рассказала порталу Cyber Media.

актуально

29.05.2024

Перспективы российских облачных сервисов в условиях санкций

Денис Бандалетов, руководитель отдела сетевых технологий Angara Security, принял участие в подготовке материала об облачных сервисах и выборе решений с учетом задач инфраструктуры заказчиков для Коммерсантъ.

актуально

23.05.2024

Остались вопросы?

Понравилась статья?

Подпишитесь на уведомления о новых материалах