Мошенники готовятся отыграть упущенное

Объем блокировок скомпрометированных телефонных номеров с подачи Банка России по итогам полугодия в разы превысил показатель 2021 года, достигнув 190 тыс. В первом квартале ЦБ объявил о победе над мошенническими звонками, как минимум поступающими с Украины. Но во втором квартале активность злоумышленников выросла на 12%. Мошеннические колл-центры, поясняют эксперты, поменяли расположение и теперь пытаются наверстать упущенное время из-за военных действий на Украине.

е ЦБ было заблокировано более 190 тыс. телефонных номеров мошенников, сообщил 6 июля директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров на «Инфофоруме — Сочи-2022». Это уже больше, чем за 2021 год, подчеркнул он: тогда ЦБ направил на блокировку информацию по 179 тыс. телефонных номеров. Исходя из статистики ЦБ, в первом квартале 2022 года заблокированы 89,5 тыс. номеров, таким образом во втором —100,5 тыс. номеров. Рост квартал к кварталу около 12%.

По оценкам ЦБ, объем всех операций, совершенных без согласия клиента с использованием электронных средств платежа, в 2021 году составил 12,2 млрд руб. Основным каналом атаки, используемым злоумышленниками, остается звонок на мобильный телефон клиента кредитной организации с целью получения данных (76,32%).

В течение 2022 года тренды на «рынке телефонного мошенничества» менялись уже несколько раз. Так, например, после 24 февраля, когда Россия начала военные действия на Украине, мошеннические звонки клиентам российских банков на какое-то время почти прекратились, отмечали и в ЦБ, и в банках. В ЦБ весной заявляли, что наблюдают пятикратное снижение активности телефонных мошенников в России с конца февраля. Так, с начала года и по 23 февраля регулятор инициировал блокировку более чем 80 тыс. телефонных номеров, используемых злоумышленниками, а в период с 24 февраля по 15 апреля — только 17 тыс. номеров.

Однако уже к середине июня мошенническая активность фактически восстановилась. По мнению экспертов, росту мошенничеств способствует социальное напряжение из-за сложной экономической ситуации, а злоумышленники нашли новые юрисдикции и финансовые схемы.

В течение года рост блокировок продолжит расти, уверен директор по специальным проектам Angara Security Александр Дворянский. «Технологии и методы злоумышленников не стоят на месте — используются новые схемы и информационные поводы,— поясняет эксперт.— Вместе с этим развиваются и технологии по предотвращению таких активностей, в том числе через блокировки номеров». В следующем квартале рост может составить около 10%, полагает господин Дворянский.

Станислав Кузнецов, зампред правления Сбербанка, 18 апреля 2022 года:

«24 февраля, сразу после начала спецоперации, звонки прекратились. Мошенники успели сделать несколько сотен звонков, и потом до 20-х чисел марта была почти полная тишина».

Независимый эксперт по информационной безопасности Алексей Сизов добавляет, что, с одной стороны, зрелость и невосприимчивость к социальной инженерии у граждан растет, но, с другой стороны, ее вариативность позволяет все равно находить жертву. Постоянное изменение элементов схем и удачный момент — решающие факторы успеха мошенников, поясняет господин Сизов. По словам независимого эксперта по информбезопасности Алексея Лукацкого, граждане продолжают верить мошенникам, поскольку в колл-центрах «работают квалифицированные психологи, которые давят на болевые точки», в том числе любопытство, страх, желание помочь.

Необходимо целенаправленно работать с населением в рамках повышения финансовой грамотности и формирования базовых принципов цифровой гигиены, подчеркивает Александр Дворянский. Особенно, добавляет он, такое обучение и повышение уровня осведомленности было бы актуально людям пенсионного возраста как наиболее незащищенному сегменту.

07.07.2022

Другие публикации

Утечки данных. Почему это касается каждого?

Проблема утечек персональных данных граждан, в том числе из компаний финансового сектора, остается одной из самых актуальных проблем кибербезопасности. Актуальные меры противодействия, а также сопряженные риски для клиентов-физлиц журнал «ПЛАС» обсудил в кулуарах Уральского форума «Кибербезопасность в финансах» с Александром Хониным, руководителем отдела консалтинга и аудита Angara Security.

актуально

18.03.2025

Специалисты Angara SOC обнаружили критическую уязвимость в Telegram

В мессенджере Telegram обнаружена уязвимость, позволяющая злоумышленникам получить полный доступ к аккаунту, эксплуатируя ошибку при работе с специальным API. Об этом CNews сообщили представители Angara Security.

актуально

03.03.2025

Тренды киберугроз в банковской сфере. Квантовый переход и не только – чего ожидать в ближайшие годы

Финансовые организации и банки были и остаются одной из наиболее привлекательных целей для злоумышленников. Основными угрозами для банковского сектора в ближайшие годы по-прежнему остаются вредоносное ПО, эксплуатация уязвимостей, утечки данных, фишинг и методы социальной инженерии, компрометация цепочек поставок и человеческий фактор. Подробнее порталу PLUSworld рассказывает директор по управлению сервисами Angara Security Павел Покровский

17.02.2025

Роль MSSP /сервисов ИБ для малого и среднего бизнеса: как это работает

В 2025 году цифровизация малого и среднего бизнеса перестала быть трендом и стала необходимостью. Чтобы оставаться конкурентоспособными, компаниям приходится оптимизировать процессы и внедрять цифровые решения, иначе рынок оставит их позади.
Однако с ростом цифровых активов увеличиваются и риски кибератак.

рекомендации

29.01.2025

Мошенники начали активно взламывать и массово скупать аккаунты пользователей в маркетплейсах

В российском сегменте интернета в последние несколько месяцев фиксируется существенное увеличение интереса злоумышленников и киберпреступников к учётным записям российских пользователей на различных маркетплейсах

актуально

22.01.2025

Остались вопросы?

Понравилась статья?

Подпишитесь на уведомления о новых материалах