Цифровые платформы привлекли внимание регуляторов

Доля крупных универсальных маркетплейсов в общем объеме b2c-заказов в 2020 году (в целом было выполнено 830 млн интернет-заказов) достигло почти 50%, согласно данным отчета Data Insight «Интернет-торговля в России 2020». РБК+ сообщает, что в этом сегменте наблюдается самый интенсивный рост — на 57%. В прошлом году произошел бум маркетплейсов, отмечают аналитики Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в исследовании «Экономика Рунета 2020–2021». При этом развитие e-commerce идет в формате экосистем или цифровых платформ, говорится в исследовании: «Крупнейшие маркетплейсы обрастают все новыми сервисами».

По оценкам Международной организации труда, число цифровых платформ в мире за последние десять лет увеличилось в пять раз, в начале 2021 года их было около 800. По прогнозам международной McKinsey, к 2025 году на цифровые экосистемы придется до 30% глобального ВВП ($60 трлн). Мировое лидерство принадлежит США и Китаю, говорит директор РАЭК Сергей Плуготаренко. На учрежденных в этих странах несколько глобальных фирм, по данным ЮНКТАД, приходится 90% рыночной капитализации 70 крупнейших мировых цифровых платформ. Только на Microsoft, Apple, Amazon, Alphabet (материнская компания Google), Facebook, Tencent Holdings и Alibaba приходится две трети общей рыночной стоимости.

В России самые крупные экосистемы у «Яндекса», «Сбера» и Mail.ru Group. Крупные платформы развивают также «Тинькофф», МТС, ВТБ, «Ростелеком» и Альфа-банк. Развиваются супераппы — мобильные приложения, объединяющие в себе сервисы экосистем,. Следующий этап, по его словам, это b2b-экосистемы для оказания комплексных услуг коммерческим компаниям.

Однако экосистемы, кроме экономических и рыночных выгод, создают для всех участников сложные вызовы информационной безопасности, рассказывает Анна Михайлова, менеджер по развитию бизнеса группы компаний Angara. Среди них: безопасное взаимодействие между приложениями и безопасный обмен данными, агрегация и контроль доступа к большим массивам накапливаемых персональных данных.

«Внедрение таких структур, как открытые программные интерфейсы (Open API) для клиентов и поставщиков экосистем, использование гибридных моделей присоединения участников (частично открытые), где интеграция может понадобиться не только с технологически развитыми участниками, но и с менее защищенными клиентами, возможно, даже по упрощенным схемам интеграций – во всех случаях требуется тщательная проработка вопросов обеспечения информационной безопасности при организации обмена, хранения и работы с данными», – поясняет Анна Михайлова.

Если финансовые организации уделяют большое внимание организации ИБ в своей инфраструктуре, то интегрируемые в экосистему организации других отраслей могут немного отставать в этих вопросах. Активное распространение атак на цепочку поставок, где компрометация одной наименее защищенной организации ведет к массовой компрометации всех с ней взаимодействующих организаций (даже уделяющих достаточное внимание собственной ИБ) за счет внутренних доверий между организациями и их ИТ-продуктами – фактор, который повышает риск успешных кибератак для всех участников экосистемы, заключает она.

Минэкономразвития РФ весной 2021 года представило концепцию регулирования цифровых экосистем. Основной упор в документе сделан на антимонопольные меры и развитие национальных экосистем, в том числе их поддержку в переговорах с иностранными регуляторами. Новая регуляторная политика в отношении цифровых гигантов характерна для многих юрисдикций. США и Евросоюз, например, ведут наблюдение за соблюдением антимонопольного законодательства глобальными технологическими компаниями, такими как Apple, Google, Amazon и Facebook.

Читайте полный текст статьи на сайте РБК+.

Другие публикации

Если гендиректор – ноль в вопросах ИБ

Исследования Angara MTDR показывают, что почти половина современных кибератак (48%) переходят к фазе нанесения ущерба за срок до двух недель, в среднем атака занимает 3–4 дня. Поэтому когда генеральный директор не разбирается в вопросах информационной безопасности, это не просто управленская слабость, а системный риск для бизнеса, считает Александр Хонин, директор центра консалтинга Angara Security

актуально
рекомендации

07.11.2025

Иллюзия контроля: 3 ошибки, которые превращают ИИ и Zero Trust в угрозу для бизнеса

Даже самые передовые технологии — ИИ, Zero Trust и DevSecOps — могут обернуться угрозой, если внедрять их без стратегии и понимания рисков. Ошибки, рождённые спешкой, превращают инновации в уязвимости. Но при зрелом подходе эти инструменты становятся опорой бизнеса, а не его слабым звеном.
Об этом рассуждают эксперты Angara Security: Денис Бандалетов, руководитель отдела сетевых технологий, Виктор Дрынов, руководитель отдела безопасной разработки и Илья Поляков, руководитель отдела анализа кода.

04.11.2025

Не Cobalt Strike и не Brute Ratel: почему злоумышленники выбрали AdaptixC2 и как его обнаружить

В сентябре 2025 года исследователи из Angara MTDR обнаружили, что фреймворк AdaptixC2 стал использоваться в атаках на организации в Российской Федерации.

01.11.2025

«Evil»-бонус от банка, или как пройти опрос и потерять все деньги

Специалисты Angara MTDR выявили и исследовали новую волну кибермошенничества с установкой вредоносных приложений на телефон. В этот раз злоумышленники предлагают получить бонус от банка и предоставить доступ к своему телефону.

24.10.2025

Сетевой фейс-контроль как элемент стратегии безопасности

Средняя корпоративная сеть – это десятки точек входа, сотни устройств и постоянные удаленные подключения. В такой среде периметр становится условным, а значит, контроль доступа должен осуществляться на каждом этапе – такой подход лежит в основе стратегии сетевого фейсконтроля. Александр Черных, директор Центра разработки Angara Security, специально для журнала «Информационная безопасность» №4/2025

актуально

02.10.2025

Остались вопросы?

Понравилась статья?

Подпишитесь на уведомления о новых материалах