29 августа Илон Маск представил результаты работы компании Neuralink по созданию новой версии нейроинтерфейса Link. Он вживляется в череп и через нити-коннекторы считывает активность головного мозга. Ожидается, что в будущем нейроинтерфейс сможет записывать информацию и передавать сигналы головного мозга другим устройствам. По задумке создателей, это поможет людям с нарушениями двигательной активности, слуха, зрения, а также с заболеваниями головного мозга, в том числе с болезнями Паркинсона и Альцгеймера.
Вживление чипа проходит под местным наркозом и обратимо для мозга, то есть не наносит повреждений и не оставляет следов после деинсталляции. При этом сама процедура производится роботом-хирургом, и одна из приоритетных задач, которую ставят перед собой ученые, – это уменьшение размера данного робота для простоты использования и дальнейшей коммерциализации процедуры. Теоретических пределов у этого процесса нет. И кто знает, возможно, нас ждет будущее, когда роботы-хирурги будут летать, как квадрокоптеры, и по онлайн-заказу устанавливать микрочип в кору головного мозга, например, для прохождения новой компьютерной игры. О нейроинтерфейсе, его возможностях и рисках рассказывает Анна Михайлова, менеджер по развитию бизнеса группы компаний Angara.
Об интерфейсе
Усовершенствованное устройство для считывания мозговой активности, размером с монету (23х8 мм), обладает деликатными коннекторами и не повреждает ткань мозга при имплантации. Нейроинтерфейс последней версии имеет 1024 канала на каждый линк и посткомпрессию, позволяющую передавать до мегабита информации по беспроводной сети с широтой покрытия 5-10 метров. При этом скорость считывания и записи превышает скорость распространения сигнала в нейронах. Таким образом, каждый канал способен считывать и стимулировать сигнал.
Чип успешно прошел опытные испытания. Ученым удалось вживить его в мозг свиней и доказать его безопасность для здоровья подопытных животных. Так, свиньи без импланта, с имплантом и с извлеченным имплантом вели себя одинаково. Сейчас чип используется для считывания активности мозга, исследователям уже удается смоделировать и предугадать простейшие сигналы: движение при ходьбе и т. п.
Разработчики предусмотрели выполнение базовых требований ИБ. Сейчас в работу устройства включено:
-
Шифрование для всех данных и аутентификация компонент.
-
Вопросы безопасности учитываются на системном уровне: отделение Input от Output, изолирование на аппаратном уровне модулей, например, биомодуля от беспроводного, не используются готовые модули: разработан кастомизированный ASIC специально для работы с сигналами мозга.
-
Проведение пентестов, на которое приглашаются эксперты. При разработке различных компонент используются, кроме низкоуровневых, также языки С, С++ и PHP.
Можно ли взломать чип
«Взломать можно все. Вопрос только в сложности, цене и целесообразности взлома. Если чип допускает обратную связь с мозгом, то риск использования его в незаконных и корыстных целях автоматически становится не нулевым. Базовая защита устройства проектируется учеными, однако создалось ощущение, что информационная безопасность у них пока не в самом высоком приоритете. Это допустимо на прототипировании, но недопустимо на продуктиве», – рассказывает менеджер по развитию бизнеса группы компаний Angara Анна Михайлова.
Одним из будущих теоретических предназначений чипа заявлено сохранение (бэкапирование) и возобновление памяти. Она будет храниться не на самом устройстве, а в отдельном хранилище. В этом случае очевидны риски утечки, фальсификации, кражи личности. Продолжать можно долго. Даже простейшее использование чипа для управления движением при несанкционированном доступе может вылиться в неуправляемое движение в опасную зону, например, на проезжую часть.
Очевидно, что разработчики Neuralink будут внедрять политики ИБ и средства защиты. Потребуется государственное регулирование (определенные наработки сегодня уже существуют для искусственного интеллекта). «Профессиональному сообществу в партнерстве с государством предстоит решить совершенно новую задачу не просто в разрезе сферы ИБ, но и человечества в целом. Поскольку в этот раз им необходимо обеспечить киберзащищенность не бездушной ИКТ-инфраструктуры, а человека», – уточняет Анна Михайлова.
Пока сложно предположить, сколько времени займет проработка этих вопросов. Важным фактором, влияющим на скорость этого процесса, станет рыночный спрос на подобные технологии.
«Однако даже с учетом всех средств защиты попытки атак будут происходить регулярно. В этом случае на первый план выходит проблема тяжести последствий: одно дело взломанная система организации, другое – взломанная система живого организма. Стоит ли допускать такой риск для человечества как с точки зрения здоровья, так и с точки зрения этики, права на частную жизнь? На этот вопрос обществу еще предстоит ответить, как и на вопрос, что должно перевесить чашу весов: опасность вторжения или возможность победить неизлечимые болезни. Иногда вопрос рисков противостоит вопросу жизни и смерти – и в такой ситуации всегда лучше иметь возможность выбора», – заключает Анна Михайлова.
Источник: CISOClub